Сергей БариновGDS |
Бой с тенью
Уже довольно долго я из своего вынужденного подполья наблюдаю за тем бардаком, который творится в нашей стране. Стране, которую мы вместе строили в течение восьми лет - так, как нам казалось эффективным. И было похоже, что мы не ошибались в оценках. Стране, которую уже несколько лет раздирают глупые противоречия в верхах.
Вообще я не собирался ничего писать на сайте, но последний очень глубокий и очень умный пост нашего бывшего прокурора (или Тыквы, как он себя называет) дал ту самую открытую обратную связь, которой так не хватало. Взгляд со стороны, который мне больше неоткуда было получить. Долгожданную открытую критику вместо подковерных интриг, которыми кормили меня АНБ, коллеги-федералы и ряд других персоналий.
С чего все началось? Когда сломалось? Я много думал об этом в последнее время, и пост Тыквы не оставил сомнений: с нашей глупой и плохо подготовленной попытки взять валявшиеся на обочине бразды правления страной. Я видел, к чему все катится. Видел, как год от года разворачиваются силовики, оставаясь единственной рабочей федеральной структурой (да, мне не хватало времени организовать полноценную работу МИДа, несмотря на мой кристалльный имидж в глазах мирового сообщества). Понимал, что они абсолютно из благих побуждений "не допустить развала страны" (этим же лозунгом сейчас пользуется совершившая переворот Хунта) сформируют полицейское государство. Где ни свободным СМИ, ни нормальной экономике, ни федерализму не будет места. Не будет места всему тому, что мы строили первые восемь лет, что стало для нас свято.
И вот - о чудо! - само АНБ говорит мне о том, что в обществе есть инициатива по проведению выборов! Что общество поддержит! Что можно вот прямо сейчас легитимно, через всенародные выборы (да, господин Тыква, Вы правы, реальных альтернатив не было, одного из двух губернаторов выбрали бы, потому что мы были самыми эффективными чиновниками первых восьми лет, и все это прекрасно понимали) наладить взаимодействие между регионами, решить вопросы стратегической безопасности и связать инноваторов с бизнесом, чтобы наконец совершить технологический рывок. Мы с Димой Севостьяновым готовы были поддерживать друг друга вне зависимости от того, кто из нас стал бы формальным президентом. Потому что мы - идеальный тандем. И это тоже все прекрасно понимали.
Но увы. Я слишком хотел этого и слишком был уверен в успехе этой идеи. И слишком торопился, подстегиваемый и силовиками, и коллегами-международниками, и собственным прущим через край желанием все поменять и наладить. Это была ошибка. Роковая ошибка не только для меня, но и для всей страны.
Что было потом, вы все знаете. Выборы нелегитимны, Баринов себя дискредитировал своим патологическим желанием прорваться во власть. Система подвисла в разбалансированном состоянии, всплыли скрытые обиды, которые до этого замалчивались как второстепенные. Самым активным полем игры стал суд.
На последнем заседании Госдумы забрезжила надежда, когда новые, включившиеся наконец в жизнь страны федералы предложили два коллегиальных органа власти: законодательной (Госдума, избирается всенародно) и исполнительной (Верховный Совет, в который входят министры, губернаторы, крупный бизнес). Да, уважаемый Тыква, Вы правы, было бы логичнее делать двухпалатный парламент, и я предлагал сделать верхнюю палату из представителей регионов, как это было в нашей стране в конце 1990-х - начале 2000-х, т.е. почти двадцать лет назад. Но меня парировали простым аргументом: региональные чиновники тоже должны перед кем-то отчитываться. Если они сядут в законодательный орган, то они будут бесконтрольны.
Что произошло дальше, мне непонятно вовсе. То ли новая федеральная власть обиделась на то, что им не удалось протолкнуть бюджетный централизм. То ли испугались опять этой набившей всем оскомину "бесконтрольности" губернаторов и их якобы "коррумпированности", которая до сих пор ограничивается политическими процессами против меня (хотя я от дел региона отстранился четыре года назад - но инерция мышления, что поделать) и наглыми провокациями и махинациями Бабундина. То ли просто решили, что ими же предложенный коллегиальный орган не сработает, потому что по влиянию в нем преобладают сторонники федерализма. И у центральной власти не получится из-за этого отстаивать стратегическую безопасность. Не знаю, что было мотивом, но решение было самым глупым, которое только можно было принять: наспех мочкануть Судью, сняв таким образом главный барьер для всеобщего политического бардака; и разрушить всю систему институтов, ввергнув страну и самих себя в состояние полного недоумения. Легитимность и конкретные функции вновь созданных Советов непонятны, инициаторы переворота беспомощно пожимают плечами, а разгребать общий хаос и стагнацию экономики придется тем же, кто решал текущие вопросы раньше: губернаторам, крупному бизнесу, госкорпорациям... И только ЛПА продолжает вовсю активничать, дай бог чтоб их не коснулась вся эта волынка.
У меня нет ни желания, ни морального права отвечать на многочисленные нападки и провокации, которые сыплются сейчас в мой адрес. Фактически я был первым, кто нарушил баланс сил, и в этом смысле на мне огромная ответственность. Будучи хорошим менеджером и, наверное, неплохим политиком, я оказался очень хреновым стратегом, не сумев оценить и половины тех последствий, которые катализует наша президентская инициатива. Подозреваю, что именно после этого кредит доверия моих коллег в федеральной власти по отношению ко мне был сорван. Именно поэтому они не поверили мне и моему стремлению идти с ними на компромисс, которое я высказывал не раз, в т.ч. и на последней Думе. Но выводы, которые они сделали из этого недоверия, и последовавшие за ними действия - поистине ужасны в своей нелепости.
Удивительно, что самый сильный отрицательный резонанс вызвал не переворот, а создание Верховного Совета (насколько я понимаю из постов, инициатива эта в значительной степени приписывается мне - это не так; когда-то на первом заседании Госдумы я предлагал коллегиальный орган управления, но абсолютно другой по формату). Возможно, это тоже подтокнуло Хунту к активным действиям. Но возмущения по поводу этого Левиафана вызваны не его недостатками (в сложившейся довольно конфликтной системе власти орган как раз адекватен - это система сдержек и противовесов), а чудовищной и абсолютно безграмотной подачей этого решения господином Торгашовым, взявшим на себя функцию секретаря наших заседаний. Главным моментом, который прошел где-то между делом в одной строчке, была ПОЛНАЯ ПОДОТЧЕТНОСТЬ этого органа Государственной Думе, которая должна была избираться из числа граждан. Да и законодательные функции никто не собирался отдавать Верховному Совету, хотя г-н Торгашов их приписал именно ему.
Я не согласен с господином Тыквой, что процесс необратим и назад вернуться нельзя. Пока еще можно. Восстановить Суд, провести легитимные всенародные выборы верховного властного органа (вероятнее всего, теперь уже Президента, а не Думы), остановить до момента его избрания многочисленные судебные процессы, чтобы они не переросли в гражданскую войну. Но это нужно делать, а никаких конкретных решений в этом направлении пока не заметно.
Комментарии (0)