Кирилл СамодуровTrovi |
Творчество как подчинённый метод
После того как вчера Михаил прочёл рассказ Антон Палыча
"Егор" мне на ум пришла такая мысль. Излагаю её здесь более
развёрнуто.
Вот есть у нас ребёнок. Он не знает окружающего мира,
воспринимает почти всё впервые. Он не владеет нормами социального
поведения, не имеет представлений о добре из зле. Он свободен от
всего этого, не имея чётких представлений о причинно-следственных
связях. Мы все видим, что воображение, фантазия у детей гораздо
непосредственнее и разнообразнее. Они интерпретируют обычные для
взрослого вещи так, что последнему и в голову не придёт
посмотреть на обыденность с такой стороны.
Далее встаёт вопрос: "А почему это делает ребёнок?" Жил бы себе,
кашу ел. И незачем сравнивать маму с куклой, а кошку с шубой, как
делает Егорка в рассказе.
А может быть в нас есть такая базовая потребность? Или даже
инстинкт организовывать внешний мир вокруг себя, объясняя его или
даже формируя.
Если это так, то можно подумать об этом вот в каком ключе.
Пытаясь рассматривать человеческое мышление и его классификации в
рамках понятия творчества, можно сказать, что человек может
обладать творческим, креативным мышлением или реакционным,
рациональным. Не будем углубляться в термины, надеюсь вы меня
поняли.
Так вот, наш базовый инстинкт организации внешнего мира может
реализовываться через творческое мышление, и тогда мы создаём
некие новаторские технологии, открываем новое знание, воплощаем
своё видение прекрасного, или через рациональное мышление, в этом
случае мы используем уже проверенные способы и средства, идём по
накатанной дорожке, поскольку живут же так другие люди.
Получается, что творческое и рациональное мышление это средства в
достижении задачи удовлетворения потребности в формировании
понятного для нас внешнего мира.
В современном обществе наличие творческого мышления является
несомненной заслугой, и многие стремятся быть "творческими
личностями".
Выходит, учитывая причины активного творчества двухлетнего
мальчика, что основной причиной творческой активностью может быть
отсутствие опыта и социальных установок либо их отрицание. Частым
приёмом, которым пользуются лица творческих профессий, является
бегство от приевшихся обстоятельств, смена места и образа жизни,
т.е. отказ от части своего опыта для восполнения творческих сил.
А вот может ли человек ради творчества отказаться от удобной
схемы жизни, от гигантских объёмов усвоенной информации - это
вопрос личных качеств. Возможно именно в этом причины зависимости
между возрастом человека и его открытости миру, готовности к
переменам.
Есть и другой аспект. Нельзя говорить однозначно как мыслить
лучше: рационально или творчески. Ведь это лишь инструмент.
Гораздо важнее думать о том на основе какой идеи, программы мы
организовываем мир вокруг себя?
Если идеи нет или она удовлетворяется в сложившемся окружающем
мире, то, конечно лучше думать рационально. Потому что в ином
случае средство возводиться в цель, и получается, какой-то
самообман. Человек пытается "творить", но на выходе мы имеем либо
выхлоп, нечто бессмысленное или случайное, либо подражание,
размножение уже сотворённого.
А вот если человек обладает некой идеей или ценностью, не
реализованной во вне, то творчество в этом случае обосновано и
полезно для него.
Таким образом, получается, что творческий человек ты или нет -
это вторично. Главное, чтобы ты был человеком, осознавшим некую
идею своей жизни, которую хочется воплощать. И лишь тогда
возможно это самое творчество.
И условившись о вышесказанном правомерно оценивать тот или иной
акт творчества, сравнивая идейную, ценностную систему автора со
своей системой. И, наверное, обратный порядок тоже приемлим,
когда жизненная идея автора определяется через его работу.