Полифоническая лаборатория инноваций
Кирилл СамодуровTroviTrovi

Творчество как подчинённый метод

После того как вчера Михаил прочёл рассказ Антон Палыча "Егор" мне на ум пришла такая мысль. Излагаю её здесь более развёрнуто.
Вот есть у нас ребёнок. Он не знает окружающего мира, воспринимает почти всё впервые. Он не владеет нормами социального поведения, не имеет представлений о добре из зле. Он свободен от всего этого, не имея чётких представлений о причинно-следственных связях. Мы все видим, что воображение, фантазия у детей гораздо непосредственнее и разнообразнее. Они интерпретируют обычные для взрослого вещи так, что последнему и в голову не придёт посмотреть на обыденность с такой стороны. 
Далее встаёт вопрос: "А почему это делает ребёнок?" Жил бы себе, кашу ел. И незачем сравнивать маму с куклой, а кошку с шубой, как делает Егорка в рассказе. 
А может быть в нас есть такая базовая потребность? Или даже инстинкт организовывать внешний мир вокруг себя, объясняя его или даже формируя.
Если это так, то можно подумать об этом вот в каком ключе.
Пытаясь рассматривать человеческое мышление и его классификации в рамках понятия творчества, можно сказать, что человек может обладать творческим, креативным мышлением или реакционным, рациональным. Не будем углубляться в термины, надеюсь вы меня поняли.
Так вот, наш базовый инстинкт организации внешнего мира может реализовываться через творческое мышление, и тогда мы создаём некие новаторские технологии, открываем новое знание, воплощаем своё видение прекрасного, или через рациональное мышление, в этом случае мы используем уже проверенные способы и средства, идём по накатанной дорожке, поскольку живут же так другие люди.
Получается, что творческое и рациональное мышление это средства в достижении задачи удовлетворения потребности в формировании понятного для нас внешнего мира.
В современном обществе наличие творческого мышления является несомненной заслугой, и многие стремятся быть "творческими личностями". 
Выходит, учитывая причины активного творчества двухлетнего мальчика, что основной причиной творческой активностью может быть отсутствие опыта и социальных установок либо их отрицание. Частым приёмом, которым пользуются лица творческих профессий, является бегство от приевшихся обстоятельств, смена места и образа жизни, т.е. отказ от части своего опыта для восполнения творческих сил. А вот может ли человек ради творчества отказаться от удобной схемы жизни, от гигантских объёмов усвоенной информации - это вопрос личных качеств. Возможно именно в этом причины зависимости между возрастом человека и его открытости миру, готовности к переменам.
Есть и другой аспект. Нельзя говорить однозначно как мыслить лучше: рационально или творчески. Ведь это лишь инструмент.
Гораздо важнее думать о том на основе какой идеи, программы мы организовываем мир вокруг себя? 
Если идеи нет или она удовлетворяется в сложившемся окружающем мире, то, конечно лучше думать рационально. Потому что в ином случае средство возводиться в цель, и получается, какой-то самообман. Человек пытается "творить", но на выходе мы имеем либо выхлоп, нечто бессмысленное или случайное, либо подражание, размножение уже сотворённого.
А вот если человек обладает некой идеей или ценностью, не реализованной во вне, то творчество в этом случае обосновано и полезно для него.
Таким образом, получается, что творческий человек ты или нет - это вторично. Главное, чтобы ты был человеком, осознавшим некую идею своей жизни, которую хочется воплощать. И лишь тогда возможно это самое творчество.
И условившись о вышесказанном правомерно оценивать тот или иной акт творчества, сравнивая идейную, ценностную систему автора со своей системой. И, наверное, обратный порядок тоже приемлим, когда жизненная идея автора определяется через его работу.

Комментарии (4)

10 декабря 2009 в 00:51
JulyaГолос с того светаJulya

Мне текст понравился, мысли интересные). И по нескольким пунктам возникли свои соображения. 

Выходит, учитывая причины активного творчества двухлетнего мальчика, что основной причиной творческой активностью может быть отсутствие опыта и социальных установок либо их отрицание. <...> А вот может ли человек ради творчества отказаться от удобной схемы жизни, от гигантских объёмов усвоенной информации...

Что от установок нужно отойти - согласна. А по поводу опыта не совсем...Не может ли человек создать что-то новое на основе уже имеющегося опыта,синтезируя разные знания из разных областей (например, локатор работает на основе ультразвука, как летучая мышь - синтез инженерии и биологии)?

Главное, чтобы ты был человеком, осознавшим некую идею своей жизни, которую хочется воплощать. И лишь тогда возможно это самое творчество.

Если я правильно понимаю, то творчество - результат осознания некой идеи. Но не может ли быть так, что творчество является поиском, а осознание - это результат творчества?

И условившись о вышесказанном правомерно оценивать тот или иной акт творчества, сравнивая идейную, ценностную систему автора со своей системой.

То есть, если упростить, чем больше твои идеи и ценности совпадают с автором, тем лучше произведение? Но, может быть, иногда лучше, наоборот поспорить с автором. Может быть, иногда лучше, когда произведение не констатирует твои идеи и ценности, а помогает их сформировать, даёт тебе пищу для размышлений? В таком случае, как мне кажется, ты становишься не только читателем, но и сотворцом.

И, наверное, обратный порядок тоже приемлим, когда жизненная идея автора определяется через его работу.

То есть, ты считаешь, что жизненная идея есть нечто неизменное? На мой взгляд, жизненная идея - это что-то, что непрестанно развивается, обогащается (для меня творчество=развитие).

Вывод: Как я поняла, ты понимаешь творчество как реализацию идеи, и это интересная позиция. Но при этом, как я поняла, ты упускаешь из виду аспект развития идеи, в том числе и благодаря творчеству, опыту и "общению" с автором произведения.   

10 декабря 2009 в 13:35
TroviКирилл СамодуровTrovi

Что от установок нужно отойти - согласна. А по поводу опыта не совсем...Не может ли человек создать что-то новое на основе уже имеющегося опыта,синтезируя разные знания из разных областей (например, локатор работает на основе ультразвука, как летучая мышь - синтез инженерии и биологии)?

Можно сказать, что опыт бывает многоуровневым. Человек сначала изучает арифметику, а лишь после алгебру. И если, человек хочет творить на уровне "алгебры", т.е. на более высоком уровне, то он, сохраняя опыт первой ступени, воссоздаёт альтернативную вторую, но она в любом случае базируется и вбирает в себя характеристики первой.

В каком-то смысле примером этого можно назвать соотношение христианства и ислама. Имея общие корни, первые мусульмане отвергли предлагаемое знание о миссии Христа, выстроив альтернативную систему.

Но человек может отбросить опыт и первой и второй ступени, и создать нечто новое с нуля.

Если я правильно понимаю, то творчество - результат осознания некой идеи. Но не может ли быть так, что творчество является поиском, а осознание - это результат творчества?

Творчество - реализация идеи. Можно осознанать её, но не творить и дать ей погибнуть вместе с собой. 

Если мы исходим из того, что творчество это одна из форм реализации инстинкта организации мира человеком, то обратный порядок (творчество -> идея) невозможен, т.к. эти действия не могут удовлетворять указанную потребность, и следовательно не являются творчеством.

То есть, если упростить, чем больше твои идеи и ценности совпадают с автором, тем лучше произведение?

"Да", но не лучше, а совместимее это творчество с тобой. В этом случае результат творчества другого может удовлетворять некую часть идеи или ценность.

Но, может быть, иногда лучше, наоборот поспорить с автором. Может быть, иногда лучше, когда произведение не констатирует твои идеи и ценности, а помогает их сформировать, даёт тебе пищу для размышлений? В таком случае, как мне кажется, ты становишься не только читателем, но и сотворцом.

Идеи или ценности, конечно, не статичны. Они изменяются. А спор это самоцель? За чем спорить с тем,  что ты и так разделяешь? Мне не понятно. Может быть это как раз и попытка "творчества" в отсутствии оригинальной идеи.

Когда ты воспринимаешь чей-то акт творение никакого творчества не происходит. Как же ты можешь быть творцом в этом случае?

"И, наверное, обратный порядок тоже приемлим, когда жизненная идея автора определяется через его работу."

То есть, ты считаешь, что жизненная идея есть нечто неизменное? На мой взгляд, жизненная идея - это что-то, что непрестанно развивается, обогащается (для меня творчество=развитие).

Я же беру статичную модель для описания. В конкретный момент времени, жизни мы имеем вполне определённую систему ценностей или её отсутствие. У всех без исключения известных людей исследователи их наследия выделяют этапы творчества, которые, предполагаю, обусловлены изменением идей и ценностей.

Ты упускаешь из виду аспект развития идеи, в том числе и благодаря творчеству, опыту и "общению" с автором произведения.

Про развитие идеи я уже писал. Опыт несомненно способствует развитию идеи, но тема моего размышления не касалась этой проблемы.

Я выдвинул тезис о невозможности творчества без идеи, в том числе творчества - инструмента приобретения идеи по выше описанным причинам.

 

10 декабря 2009 в 19:25
TroviКирилл СамодуровTrovi

Нет... Юль, пойми, я не излагаю здесь моё видиние творчества вообще. Это не моя позиция. Это нечто новое к что я вынес с прошлой встречи. Мне интересно её проверить, поэтому я её выложил здесь и в ЖЖ.

У меня родилась модель. Я её здесь излагаю. Если мы её обсуждаем, то не выходи за её рамки. В ней предложено понятие творчества как процесс реализации идеи. 

Если ты не согласна с этим, то я прошу тебя написать почему эта модель не работает, а не описывай альтернативную.

Тезисно это выглядит вот так:

1. ребёнок активно творчиствует.

2. у ребёнка отсутствует необходимое знание/опыт о жизни.

3. делам вывод, что недостаток знания/опыта способствует активному творчству.

4. проводим аналогию на взрослого человека, который творит опредёлённую часть мира, отбрасывыя опыт связанный с прежним пониманием этой части мира.

5. потребность в творчестве у человека и в особенности у ребёнка можно предположить инстинктом, с помощью которого субъект организует мир вокруг себя.

6. основываясь на классификации рационального и творческого мышлений предполагаем, что это два метода восприятия мира.

7. критерием позволяющим выбрать более подходящее мышление в той или иной ситуации может быть система ценностей человека.

8. в этом случае творчество возможно лишь при наличии оригинальной системы ценностей.

9. тогда творчество это инструмент реализации ценности человека.

10. через сравнение жизненных ценностей людей возможно объяснить субъективные пристрастия человека к актам творчества.

 

Где по твоем нарушена логика связей и выводов? Я сам вижу в некоторых местах слабости, поэтому через обсуждение надеюсь подтвердить или опровергнуть описанное.

10 декабря 2009 в 20:25
dyoshpaДина Иошпаdyoshpa

Ох, а мне кажется, что все гораздо проще.

Это как если представить себе Мир (в глобальном значении, со всеми его  параллелями, мерностями и безмерностями) как океан (или, лучше, космос), то разум можно уподобить материи (не забывая допустить, что различных структур материи тоже вовсе не одна, и цивилизация разума, таким образом, тоже не одна). Не углубляясь, зачем нужны эти ограничения, предположим материю разума определенной формы цивилизации в определенное время как остров, или планету. Края этого острова неоднозначны, остров подвижен, за счет чего все новая часть Океана от эпохи к эпохе, от цивилизации к цивилизации, от измерения к измирению, оказывается доступной материи сознания. Однако, и ограниченность нашего сознания (кусочка Целого Сознания) имеет место быть все равно.

Тогда творчество - это проникновение сознания за пределы острова и приобщение,таким образом, к острову новой территории.

У ребенка таких четких и лжнозначных границ острова, как у взрослых, еще нет. Его разум мягок и незакостенел. Поэтому ему пока трудно на нашем удобном острове. Но и поэтому он, поскольку каждое новое сознательное живое существо для того и рождается, чтобы расширять, он Видит все по-другому, шире и менее однозначно, чем мы.

Можно сказать, что творчество - это осознание неосознанного. Таким образом, между творчеством и разумом нет взаимоисключающей связи. Нет и подчинительной. Просто одно без другого не существует.

Прокомментировать запись:

Для комментирования записи необходимо стать зарегистрированным пользователем.

Войдите или зарегистрируйтесь.

Добавить запись

Чтобы написать в текущий раздел, необходимо стать участником сообщества.

cache: no_info (3), no_need (7), miss (5), cached (21)db queries: 9time: 0.987

При отправке данных на сервер произошла ошибка. Проверьте соединение с интернетом и попробуйте перезагрузить страницу.

У Вас не хватает прав на выполнение операции. Данные не были сохранены.