Павел МорозовDeLint |
Двойное дно макроэкономических инструментов.
Как простимулировать спрос и не обвалить рынок
Курс разработан при поддержке
Губернатора Дальневосточного региона
И.о. Министра иностранных дел РФ С.Л. Баринова
Ни для кого не секрет, что основной мерой поддержки экономики региональными менеджерами в нашей стране на сегодняшний день является стимулирование спроса. Эта мера позволяет увеличить оборот и доходы компаний, что в свою очередь повышает налоговые поступления в бюджет (источник дальнейшего наращивания спроса) и возможности предприятий по модернизации и расширению производства. Так схема задумывалась, так она должна работать в идеальной экономике.
Сегодня мы видим, что схема не работает: планы по закупкам растут, но товаров в экономике больше не становится. А если становится, то только импортных. Отечественные же предприятия накручивают цены, но производство наращивать не спешат. В результате, о чем я говорил ранее в лекции для Центрального Университета, мы вынуждены основную часть плана по закупкам покрывать за счет импорта.
Что это – злой умысел российских бизнесменов, сознательно не расширяющих производство и придерживающих товар? Или преступная халатность топ-менеджеров, из-за низкой эффективности которых темпы роста производства отстают от потребления?
Мой опыт функционирования в экономическом поле подсказывает, что причины несколько сложнее. И не последнюю роль в создавшейся кризисной (а глядя на рынок энергии, иного слова трудно подобрать) ситуации играет примитивность тех стимулирующих механизмов, которые мы применяем. Поясню эту мысль.
Прямое стимулирование спроса за счет госзакупок – эффективная мера лишь в том случае, если она сочетается с другими инструментами макроэкономической политики. С денежно-кредитной политикой в частности. Предприятия необходимо в первую очередь стимулировать производить, а не продавать. Стимулирование спроса должно дать им уверенность в том, что расширение производства не приведет к затовариванию складов. Не более того. Нужно выдавать им кредиты – через тот же Госбанк или из средств бюджета. Привлекать иностранных инвесторов. Устанавливать налоговые льготы для наиболее успешных производителей. Для тех, кто реально расширяет производство. Искать инноваторов наконец, обеспечивать связь бизнеса с университетами.
Эти механизмы не просто нужны – с них нужно было начинать. Мы же сегодня фактически загнаны в угол: планы по закупкам для регионов взвинчены на такой уровень, который отечественные предприятия не могут покрыть даже наполовину. Тотальный дефицит на рынке и галопирующая инфляция обнуляют счета региональных бюджетов – в итоге нам не хватает денег для налоговой либерализации и сил для более плотной работы с инвесторами. Мы превращаемся в церберов, которые тратят силы и время на то, чтобы вытрясти налоги из предприятий, но не успевают выстроить полноценную модель взаимоотношений бизнеса и власти.
Пока сохраняются действующие планы по поставкам, значительная часть времени региональных администраций уходит на то, чтобы найти поставщиков и выудить по углам остатки продукции, которой на рынке катастрофически не хватает. Это то время, которое мы должны тратить на общение с нашим бизнесом. На выстраивание совместной стратегии развития российской промышленности, которая по очень многим отраслям (например, по энергетике) не только не растет, но и сдает свои исходные позиции.
Комментарии (0)